INOMARKALK ru
» » Картинки неоплатонизм

Картинки неоплатонизм

Рубрика : Музыка

Я не говорю, что они малоценны или вообще являются чем-то: Что не имеет бытия, то и есть ничто. Гипотеза I, с Ь: Единое как ничто; гипотеза II, Ь е: Единое как нечто; гипотеза IV, Ь Ь: Об этом некогда было удачно сказано о. Паламы соответствует не только духу теологии Экхарта, но в известном смысле и букве схоластических построений его окружения и его поколения. Николай, как известно, Экхарта оправдал, за что был сам привлечен к суду инквизиции.



неоплатонизм картинки


Чем отношение отличается от других акциденций количества, качества и пр. Именно по той же причине энергия-отношение не похищает простоты и у Бога идеолога афонского исихазма. В отличие от своего византийского современника, И. Итак, по причине отсутствия необходимого понятийного инструментария ни Гр. Экхарт не способны логически определить очевидную для них реальность энергий и духовных совершенств образа.

Выпуск 17 ции и сущности, отношения и ипостаси. Они определяют эту реальность, не описывая ее, но делая в ее сторону указующие речевые жесты: В том и в другом термине имплицитно присутствует процедура условного принятия и дальнейшего отталкивания. Эта реальность, подвергаемая взаимно дополнительным недостаточным определениям, помечается посредством отглагольных и адъективных субстантиваций.

Главным тезисом этой теории является утверждение того факта, что в Боге, в отличие от тварных вещей, сущность substantia и существование esse полностью совпадают и суть одно и то же; что в Боге, стало быть, нет ничего потенциального, что не было бы одновременно реальным и актуальным; что в Боге нет никакой возможности, которая не была бы действительностью.

И все же я утверждаю: Паламе, надо заметить, что его утверждение: Deutsche Mystiker des Utrum in deo sit idem esse et intelligere? Эта совокупность терминов покрывалась одним термином: Отмечая вполне очевидные сходства в учениях о домостроительстве Божьем у Па-ламы и Экхарта, нельзя игнорировать и существенные различия между их учениями о Боге. Дело в том, что если для первого Божество сущность, природу невозможно абстрагировать от троицы Ипостасей, поскольку оно дано и существует лишь в них, то для второго Божество являет собой дотроичную Единицу Будучи тем же, что и божественный Разум, Божество есть совокупность ипостасных возможностей: Дотроичная Единица, согласно Экхарту, есть единственно достойный предмет устремления.

Тем не менее, будучи отчасти эклектиком если, конечно, мы не имеем тут дело с противопоставлением автономных гипотез о Боге , И. Экхарт мог также учить в духе восточной равнозначимости природы и Ипостасей: Единство — это различие. И различие — это единство. Вообще же, если скинуть со счетов православные дефиниции Троицы как триипостасной Единицы, Божество, согласно рейнскому мистику, разворачивается в двоицу Ипостасей: Взаимная, исходящая от Отца и Сына, любовь является Св.

Любопытно, что такая схема тринитарного процесса устраивала и Гр. Он воспроизвел ее в гл. Паламе она стала известна через перевод Максима Плануда. В контексте развернутой Августином интеллектуальной динамики, для Паламы и для Экхарта представлялось возможным учить, что ангелы суть мысли Божьи. Находясь ли под влиянием августиновской схемы либо опираясь на местные древнехристианские традиции, во всяком случае, желая найти компромиссное решение проблемы filioque, идя навстречу друг другу, оба идеолога — афонских исихастов и рейнских мистиков — считали возможным говорить об исхождении Св.

Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Экхарт — в проповеди 54 Pf. Кроме схемы Августина, важную роль в богословии Паламы и Экхарта играла креационная схема Иоанна Дамаскина, выстроенная последним в кн.

Согласно Паламе, в этой схеме надлежит различать три позиции: Заметим, полноты ради, что у Дамаскина речь идет о четырех позициях. Те же позиции мы встретим у Экхарта, соответственно: В эту-то классическую схему Гр. Экхарт стремились вписать свои эманационные доктрины и посредством нее легитимировать их.

Паламы креационная схема Иоанна Дамаскина состоит из двух цепочек: Наименование осуществляется на основе сугубо логического, а не онтологического тождества.



неоплатонизм картинки


Так, с терминологической точностью афонский исихаст описал смысловую эманацию, в ее противопоставлении эманации сущностной натуральной , в рамках которой энергия и ее результат были бы онтологически однородны А как в этом отношении обстоят дела у И.

Влияние нетварной формы на тварную вещь рейнский мистик сравнивал с воздействием магнита на железо: В данном вопросе, как и во многих других, Палама и Экхарт опирались на Дионисия Ареопагита. Обсуждаемое соотношение описывалось им посредством метафоры голоса: Вообще говоря, разработка соотношения нетварной формы и тварной вещи является одной из сильнейших и наиболее развитых частей экхартовской теологии.

Ответственно, избегая всяких преувеличений, можно заявить: Там, где у Гр. Экхартом выстраивается больше десятка понятий: Само воздействие нетварной формы на тварную вещь продумано Экхартом с трех позиций: Во второй версии теорема звучала следующим образом: А с другой стороны, Как известно, тело и душа нераздельны, ибо одно пребывает в другом. И ни один член не может быть жив, будучи отделен. Такие термины соответствуют паре терминов Паламы: Огромная важность этих двух пар терминов в истории поздне-средневековой мысли состоит в том, что они свидетельствуют об общем направлении поисков на Западе и на Востоке христианского мира.

Предметом пристального интереса там и здесь стала смысловая, но вовсе не натуральная, эманация, а также стоящий за ней феномен инфор- 79 Meister Eckhart. Учение о форме у Майстера Экхарта. Das Buch der Wahrheit. Наблюдения за экхартовским словарем: Вот что в этой связи пишет признанный знаток западно-европейской схоластики К.

Это слово, естественно, следует освободить от всех ассоциаций, которыми оно обросло в эпоху прессы и радио, телевидения и информатики. Informatio — это формо-сообщение или, иными словами, содержательное определение действительности.

Опыт, мысль, доктрина И. Паламы складываются вокруг антиномии: Бог присутствует во всяком творении силой, наличием и сущностью: Вот почему Он не движется, не изменяется, не преходит, когда все погибает, наподобие того, как не погибает душа при отсечении руки.

Палама принадлежали к т. В этой замене и состоял смысл кураторской деятельности Экхарта, окорм-лявшего с по г. Еретическое и сектантское окружение И. Экхарта исповедовало пантеизм, воспитанный на старинной теории сущностной эманации.


Лекция. «Неоплатонизм»

При этом, теорию смысловой эманации не имеет смысл жестко противопоставлять библейскому креационизму, что, вероятно, было бы оправдано в случае с эманацией натуральной.

Да, Творец — начало всего: Действие как выяв- 88 Flasch K. Philosophie, Theologie, Naturforschung um Выпуск 17 ление себя и само-обнаружение в наибольшей мере соответствовало исконному, античному представлению об энергии Как видим, теории смысловой эманации И. Однако у римлян были и свои традиционные устои; мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность.

А также подчинение воинской дисциплине, закону, вековые обычаи, почитание семейных и национальных богов. Такова суровая система ценностей римского гражданина, суровая, но возвышенная. Больше всего было последователей Эпикура, стоиков и скептиков, не была забыта и философия Пифагора и Платона, Одним из виднейших последователей Пифагора был Публий Нигидий Фигул. Фигул написал немало книг, он занимался математикой, естествознанием, астрологией, магией. Фигул дал латинские имена звездам и созвездиям.

Современником Фигула был Марк Теренций Варрон - 27 гг. Следует отметить, что в те времена о соотношении философии и христианства имелись весьма смутные представления. Часто их противопоставляли друг другу. Услышав о предстоящем воскресении мертвых, философы покинули Павла. Не счесть попыток усиления то ли религии за счет философии, то ли философии посредством религии.

Разумеется, успехи христианства не могли пройти бесследно для философии. Наиболее очевидным образом это обстоятельство проявилось в неоплатонизме. Неоплатонизм Основные положения неоплатонизма были разработаны Платоном. Написал в зрелом возрасте проживавшим в Риме. Н еоплатонисты стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом.

Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу. Единое — это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое-Благо достигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза. Единое как бы переполнено собой, оно "изливается", образуя Ум, Мировой Ум. Это "изливание", или эманация, не является неким вещественным процессом.

Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое.



Картинки неоплатонизм видеоролик




Последователи Платона все больше и больше не способны были сохранить целой и оставить прежней философию их учителя. И теперь, к сожалению, в их руках доктрина распалась на части [17]. В самом деле, последователи сами стали похожими на этот изменчивый, непостоянный материальный мир [18].

Такое уподобление подсказывает, что непостоянство и желание спорить в поведении последователей Платона доказывает их ошибку, и что неизменная целостность платоновской доктрины является знаком ее истинности, истинности, которая, вопреки искажениям, которые она претерпела в истории Академии, остается неповрежденной и не подверженной влияниям, также как платоновские формы находятся за пределами материального мира и независимы от их фрагментарных образов, отраженных в материи.

Критика Нумением того, что случилось в истории платоновской школы, базирующаяся на платоновских политических и метафизических основаниях, указывает на предложенное им средство: Все они должны быть отвергнуты фр. Все инновации и изменения должны быть устранены из чистой, неизменной доктрины Платона [20].

Тогда кто же так очищенный Платон? Поэтому, называя себя пифагорейцем, Нумений понимал это в смысле своей программы отказа от смешения и дезинтеграции платоновской традиции с целью восстановления доктрины в ее исходной, то есть пифагорейской, целостности. Его взгляд на отношение между Платоном и Пифагором отличается от аристотелевского Метафизика А 6. Речь идет не о простом объединении пифагорейских и сократовских идей: В таком случае, различие между Платоном и Пифагором заключается скорее в стиле, чем в доктрине [22].

Поэтому чистая платоновская философия может быть возведена к Пифагору; очищенный платонизм — это пифагореизм. Нумений также упоминает египетских и персидских магов, индусов и иудеев. Интересно, не обращается ли он к древней идее, популярной, по крайней мере, со времени Платона и Аристотеля, о том, что Пифагор, другие древние мудрецы и даже некоторые варварские народы обладали древней и возвышенной мудростью [23].

Нумений обращается к этим народам в качестве подкрепления пифагорейской доктрины. Он апеллирует к иудейским писаниям, потому что их объединяет с пифагореизмом идея нематериального божества [24]. Однако неясно, какие основания имел Нумений, объясняя совпадение между пифагорейскими истинами и варварскими идеями. Обучался ли Пифагор этим истинам у разных варварских, например, египетских учителей? Данные, которыми мы располагаем, не достаточны для того, чтобы дать ответ на этот вопрос [25].

Мы не знаем, как по мнению Нумения, Пифагор постиг философскую истину. Имеется указание во фр. Здесь Нумений обращается к платоновскому Филебу 16 с, где говорится, что Прометей передал знание так же как огонь от богов к людям. Находил ли Нумений в платоновском обращении к образу Прометея аллюзию на Пифагора, очевидную и достаточно явную интерпретацию?

Поэтому ли он считал Пифагора проводником истины, каким-то образом открытой ему богами? Мы просто не знаем, как Нумений читал данный пассаж из Филеба в его возможном отношении к постижению знания Пифагором и до некоторой степени, по крайней мере варварскими народами [26].

Так же не много можно сказать о взглядах Нумения на пифагорейские математические знания и их отношение к философии.


Римская философия

Он не игнорировал математику: В выдержках из его диалога О благе фр. Подталкивала ли его пифагорейская программа к отождествлению математики с диалектикой, чисел с формами? Язык фрагмента 2 не совсем понятен в этом отношении. В другом месте фр. А неясное сообщение фр.


История самых загадочных карт в мире

Или это просто адаптация предположительно пифагорейской терминологии, которая была популярна со времени ее использования в платоновской Академии [27]?

Или следует говорить о глубокой математизации платоновской метафизики у Нумения? Во всяком случае, признаков такой математизации не наблюдается в сохранившихся фрагментах диалога О благе, работе, которая представляется попыткой систематически развить науку о бытие, и ее источнике, то, что Платон называл диалектикой — наукой, которая начинается с математики, но идет дальше нее [28].

Никомах из Геразы В случае Никомаха примерно современника Нумения [29] ситуация оказывается почти обратной: Никомах еще при жизни пользовался репутацией великого математика.

Работы, которые будут здесь обсуждаться, это его элементарное Арифметическое введение и книга, известная под названием Теологумены арифметики, которая уцелела только в кратком ее изложении византийским патриархом девятого века Фотием и в выдержках, сохранившихся в анонимных компиляциях, так же озаглавленных Теологумены арифметики [31].

Если бы сохранилась Жизни Пифагора Никомаха, то много больше можно было бы узнать о том, как Никомах понимал место Пифагора в развитии науки и философии [32]. В вводной части этой работы Никомах изображает Пифагора как первого, кто учредил науку. До него можно найти разные виды мудрости — в качестве примера приведены некоторые технические искусства. Никомах использует 3, 9—4, 5 тот же отрывок из платоновского Тимея 27 d , так же, как использовал его Нумений фр.

Как и у Нумения это разделение принадлежит пифагорейцам. Для Никомаха оно имеет фундаментальное значение, поскольку, согласно пифагорейскому учению, является основанием для точного определения науки и отделения ее от технического мастерства [33].

Хотя онтологические разделения у Никомаха традиционны, в то же время появляются новые аспекты этого, которые и будут вскоре рассмотрены. Во всяком случае, можно заключить, что Никомах отождествляет платонизм и пифагореизм. В своих Теологуменах Никомах ссылается на вавилонян и персов Зороастра и Остана [34] , но мы не знаем, как Никомах понимал отношение между ними и Пифагором. Арифметическое введение открывает много больше о взглядах Никомаха об отношении между математическими науками и философией.

Несмотря на это, его позиция кажется на первый взгляд противоречивой. С одной стороны он развивает идею платоновского Государства, что математические науки подготавливают к поиску высшего знания. Это позволяет предположить, что Никомах представлял себе сферу чистого бытия и знания о нем отличным от математических наук и их объектов, и более возвышенным.

Однако, если внимательнее вчитаться во Введение, становится менее понятным, действительно ли Никомах хотел отличить математику и ее объекты в особенности числа от высшего знания диалектики и ее объекта бытия. В 12, 6—9, например, он идентифицирует числа с чистым бытием. В таком случае вполне возможно, что Никомах, несмотря на вводные утверждения, фактически склоняется к тому, чтобы считать математику и в особенности высшую математическую науку — арифметику — первой и высшей формой знания, а числа — первой и высшей формой бытия.

Такая непоследовательность, кроме того, может быть выявлена в различных сообщениях о возникновении материального мира, которые встречаются у Никомаха во Введении и в Теологуменах. Его космология стандартна для платоников второго века: Однако в никомаховой версии космологии есть некоторые необычные элементы. Они включают в себя 2, 21—23, 5 качество, количество, формы, размеры, равенство, отношение, действие, расположение, место и время.

Сами по себе они бестелесны и неизменны, и лишь акцидентально причастны материальности и текучести тел. Это действительно так в той мере, в какой их онтологический характер, в особенности их трансцендентность, присущ формам.

Также необычным является способ, посредством которого Никомах устанавливал связь между своими формами категориями и числами. Категории все уже потенциально присутствуют в монаде и далее актуально проявляются в первых десяти числах — декаде [38]. Я думаю, намерение Никомаха понятно: Вселенная тогда оказывается организованной в соответствии с разными свойствами числа [39]. В таком случае мы можем сделать вывод, что Никомах действительно провел различие между числом и истинным бытием формами , но таким образом, что прямо изменил ситуацию платоновского Государства на противоположную, то есть поставил формы в зависимость от чисел.

Такой вывод скорее усиливает, чем разрешает противоречие, обнаруженное выше.



неоплатонизм картинки


Не только кажется неверным, что математика готовит и ведет к высшему нематематическому знанию бытия, но если вообще и есть такое знание, то оно должно быть подчинено математике и тогда становится непонятным, что останется после математического изучения чисел и их свойств.

Не может ли это дать нам решение противоречия? Много намеков может быть найдено в рассуждении Никомаха по поводу приложения математических принципов и теорем к нематематическим предметам. Он показал себя заинтересованным в таком приложении, особенно к физике и этике в своем Введении, а Теологумены были в значительной степени посвящены этому предмету. Сначала рассмотрим приложения к физике и этике во Введении. Мнение Никомаха по поводу применимости чисел к физическому миру может быть без труда выведено из его космологии, то есть число является моделью, или парадигмой, мира.

Парадигмальное отношение между миром и числами состоит в том, что числа и их свойства соответствуют структуре и процессам, происходящим в мире [43]. Никомах также отмечает параллели между математическими и этическими принципами. Из контекста и языка таких сопоставлений оказывается, что отношение между числовыми и этическими принципами опять являются парадигматическими.

В одном важном фрагменте 65, 8—16 этические рассуждения помещаются в контекст сравнения числовых принципов с процессом сотворения мира. Эта этическая космология отзывается эхом в мировой душе, которая совершенствуется демиургом космоса. В таком случае, числа не только хранят ключи к пониманию того, как устроен мир; они также содержат в себе принципы, которые устанавливают стандарты этической жизни [45].



неоплатонизм картинки


Применение числовой теории более подробно было исследовано Никомахом в его Теологуменах. Так как эта работа, как я надеюсь показать в следующих главах, имела большую важность и по сути дела в современных исследованиях почти не изучена, ей необходимо уделить дополнительное внимание. Сообщение, восходящее к поздней античности [46] говорит об этом следующее: Собственно деятельность Никомаха во Введении идет в том же направлении [48] , как и в кратком изложении Теологумен Фотием, в котором делается акцент на то, что длительные упражнения в математике являются необходимыми в качестве подготовки к необычной арифметической теологии Никомаха [49].

И этот фрагмент, в контексте нашего обсуждения отношения между Введением и Теологуменами, усиливает гипотезу, что Никомах мог, не впадая в противоречие, говорить о математике как посреднике в контексте платоновского Государства и при этом рассматривать числа как высшую реальность, призывая к изучению все завершающей математики, связанной с первыми числовыми принципами всей реальности, собственно к тому, что представлено в Теологуманах.

Из чего состоит это высшее изучение? Что здесь означает Теологумены? О намерениях Никомаха в Теологуменах мы узнаем лишь из намека Фотия, который одновременно и информативен, и разочаровывает. Он сообщает нам, что работа Никомаха состояла из двух книг, которые были посвящены каждому из первых десяти чисел: Книга I — первым четырем числам, Книга II — остальным [50]. Об этом последнем аспекте работы, который включает в себя ссылки на многие языческие божества, Фотий сообщает с подобающим случаю праведным гневом [51].

Все это существенно затемняет суть. И все—таки, того, что он говорит, — если объединить это с некоторыми фрагментами, сохранившимися в других источниках информации о книге Никомаха из анонимных Теологумен, — достаточно, чтобы получить некоторые намеки на то, что Никомах пытался сделать.


Год выпуска: 2018
Поддерживаемые ОС: Win XP, 8.1,7, OSX
Локализация: Ру En
Вес : 39.92 Мегабайт




Блок комментариев

Ваше имя:


Электронная почта:




  • © 2010-2017
    inomarkalk.ru
    Напишите нам | RSS фид | Карта сайта